Ноев ковчег был средством, позволившим предкам всего человечества пережить Всемирный потоп в 2370—2369 годах до н. э. Иегова дал Ною подробные указания относительно размеров и формы ковчега, относительно доступа в него света и воздуха, а также относительно материалов для его строительства (Бытие 6:14—16).
Устройство и размеры
Ковчег (евр. тевах; греч. киботос) представлял собой продолговатое, похожее на ящик, судно, по-видимому, с прямыми углами и плоским днищем. Ему не нужны были закругленное дно и заостренный нос, чтобы стремительно разрезать волны, он не нуждался в управлении, он должен был только не пропускать воду и держаться на плаву. Судно такой формы очень устойчиво, его трудно опрокинуть. К тому же оно обладает примерно на треть большей вместимостью, чем корабли традиционной формы. Для загрузки и разгрузки ковчега сбоку была предусмотрена дверь.
Размеры ковчега составляли 300 локтей в длину, 50 локтей в ширину и 30 локтей в высоту. Поскольку величина локтя была по меньшей мере 44,5 сантиметра (некоторые полагают, что в древности локоть был равен примерно 56 или 61 сантиметру), размеры ковчега были не меньше 133,5х22,3х13,4 метра. Длина ковчега составила бы почти половину длины океанского лайнера «Куин Элизабет-2». Отношение длины к ширине (6 к 1) используется и современными кораблестроителями. Объем ковчега был приблизительно равен 40 000 кубических метров. Считают, что подобное судно должно иметь почти такое же водоизмещение, как и громадный 269-метровый «Титаник», построенный в XX веке. Ни одно грузовое судно в древние времена даже отдаленно не напоминало ковчег с его гигантскими размерами. Две внутренние палубы, скрепляющие всю конструкцию, образовывали три яруса, общая площадь которых составляла около 8 900 квадратных метров.
Ною было велено: «Сделай отверстие [евр. цохар] в ковчеге» (Бытие 6:16). Что подразумевалось под «отверстием» и как оно было сделано — не совсем ясно. Одни ученые полагают, что цохар имеет отношение к свету, и потому переводят его как «окно» (СоП), «световое окно» (перевод И. Ш. Шифмана) или «просвет» («Тора» с параллельным русским переводом). Другие же связывают цохар с позднеарабским корнем, означающим «тыльная сторона (руки)», «спина (животного)» или «палуба» — одним словом, что-то отстоящее от земли или воды, и потому переводят его как «крыша» (перевод Российского Библейского общества, 1999 год). Относительно цохар Ною было сказано: «В локоть сведи его вверху» (Бытие 6:16).
Ввиду вышесказанного можно предположить, что цохар, сделанный для доступа света и воздуха, не был лишь «отверстием» размером локоть на локоть, а был щелью шириной в локоть, проходившей около крыши вдоль четырех сторон ковчега, и имел общую площадь приблизительно 140 квадратных метров. С другой стороны, по-прежнему считая, что под крышей или где-то еще имелось достаточно отверстий для вентиляции, можно допустить, что сама крыша имела слегка пологие скаты. Об этой возможности писал Джеймс Армстронг в труде «Ветхий завет»: «Фразу „в локоть сведи его вверху“ трудно понять, если переводить цохар как „свет (= окно)“ или даже как „(плоская) крыша“. Если же предположить наличие двускатной крыши, то „локоть... вверху“ можно отнести к возвышению конька над верхами стен. Выражаясь современными строительными терминами, тот „локоть“ соответствовал высоте средних стропильных стоек, на которых лежал коньковый брус. В согласии с изложенными аргументами крыша Ноева ковчега представляется имеющей четырехпроцентный уклон (1 локоть высоты на 25 локтей расстояния от стены до конька), вполне достаточный, чтобы льющаяся с неба вода стекала с ковчега» .
Из чего строить этот огромный ковчег ясно указал Иегова: «Сделай себе ковчег из дерева гофер» (Бытие 6:14). Дерево гофер, о котором здесь говорится, было, по мнению некоторых, кипарисом или родственным ему деревом. Деревья, называемые сегодня кипарисами, росли в той части мира в изобилии; они были излюбленным материалом для строительства кораблей у финикийцев и у Александра Македонского и остаются таковыми даже до сего дня, поскольку они устойчивы к действию воды и не гниют. Имеются сведения о дверях и столбах из кипариса, простоявших 1 100 лет. Кроме того, Ною было сказано не просто законопатить щели в ковчеге, но «покрыть его [ковчег] смолой внутри и снаружи».
Комментариев нет:
Отправить комментарий